Quot;т д

Норма прибыли торгового капитала — это отношение прибы­ли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.

Теперь детально проанализируем прибыль, чтобы затем луч­ше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Нач­нем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д). Эти затраты складываются из двух основных элементов:

•расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);

• торговых издержек (затрат по организации торгового пред­приятия — Ит).

Следовательно, авансированный катпитал будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех благ (Т) по их оптовым ценам (Цо) и, во-вторых, величины торговых издержек:

Д = Т × Цо + Ит.

В свою очередь денежная выручка — это произведение коли Quot;т д­чества проданных товаров (Т) на их розничную цену (Ц):

Итак, мы можем расшифровать формулу прибыли следующим образом:

Пт = Т×Цр-(Т×Цо + Ит).

Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов;

б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;

в) издержек торговли. Понятно, что и величина нормы торговой
прибыли определяется этими же факторами.

Не все указанные величины подконтрольны торговому бизне­су. От его деятельности в большей мере зависят издержки.



Глава 14. Прибыль


14.3. Выгодность торгового бизнеса




Издержки по организации розничной торговли (Ит) подразде­ляются на два вида.

Первый вид — прямые (или переменные)расходы. Их величина Quot;т д изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж това­ров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: затраты на по­купку продуктов по оптовым ценам и транспортные расходы.

Второй вид расходов — косвенные (или условно-постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются затраты по содержанию торгового предприя­тия: вознаграждение за труд работников, плата за аренду помеще­ния, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электри­чество и др.).

Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на один продукт прямые (пере­менные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затра­ты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнес­менов в Quot;т д увеличении количества проданных благ, поскольку косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а прибыль увеличивается.

Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта при­бавляемая величина была названа «торговая накидка»). Эта над­бавка (Тн) покрывает издержки и включает прибыль:

Тн = Ит + Пт.

Розничная цена, включающая надбавку, не может устанавли­ваться произвольно, если иметь в виду нормальные условия ры­ночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при опреде­лении розничных цен:

• цену Quot;т д продавца, ниже которой он не может продавать товары
(цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);

• цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь.
Могут быть четыре варианта соотношений данных видов цен:



1) цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут ре­
ализованы по равновесной цене;

2) цены продавцов и покупателей совсем не совпадают. Това­
ры не будут проданы;

3) высокие цены продавцов совпадают только частично с цена­
ми некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом слу­
чае продукты будет покупать привилегированная часть населения;


4) цены продавцов соответствуют ценам основной части по­купателей. Тогда откроется массовый сбыт товаров.

Пожалуй, ясно Quot;т д, что в 1 -ом и 4-ом вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-ем — частично, а во 2-ом — никакой прибыли не будет.

После того как рассмотрены все основные условия образова­ния торговой прибыли, выясним, в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и торговле.

Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься сбы­том своей продукции, то ей потребуются дополнительные денеж­ные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного капитала пред­приятия норма прибыли будет, естественно, снижаться. В силу этого организаторы промышленного бизнеса выбрали иной вари­ант. Они поступились Quot;т д частью прибыли, чтобы уменьшить опто­вую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили возможность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и про­давая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капиталь­ной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускоре­ние, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.

После разделения бизнеса на специализированные виды — промышленный и торговый — между ними Quot;т д развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равно­великий капитал. Однако еще на начальной фазе капитализма сво­бодная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых предпринимателей. Ког­да, допустим, более высокой доходности достигал промышлен­ный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конеч­ном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.

Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле стало еще больше при монополизации в современной экономике. Эта Quot;т д тенденция особенно укрепилась вследствие объединения крупного промышленного и торгового капитала.



Глава 14. Прибыль


14.3. Выгодность торгового бизнеса




Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой при­были в промышленности и нормой прибыли в торговле в России в 1990-х гг. Из-за длительного спада производства многие промыш­ленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. дос­тигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали в особенности следующие условия:

• либерализация цен (по существу ценовой «беспредел») и вы­
сокая инфляция;

• монополизация рынка;

• ликвидация государственной монополии внешней торговли
и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой
продаже дешевых отечественных Quot;т д природных ресурсов (нефти,
металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;

• закупка за границей многих видов дешевых товаров недоста­
точно высокого качества и перепродажа их в России по высоким
ценам.

Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка поро­дило ряд социально-экономических противоречий. Одно из ост­рейших среди них состоит в том, что необычайно широкий им­порт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному капиталу, стал наносить серьезный ущерб отечественным това­ропроизводителям. Другое не менее острое противоречие заклю­чается в том, что огромная нажива торговых посредников на про­даже дорогих товаров наносила удар Quot;т д по благосостоянию широких масс, снижала жизненный уровень значительной части населения страны, порождая тем самым социальную неустойчивость.

В российской экономике возникли тупиковые ситуации. Первая из них такова. Поскольку более доходным стало вложение капита­ла не в промышленность, а в торговлю, то это стало тормозить развитие отечественного товарного производства. Тем самым подрывалась экономическая база прогрессивного роста нацио­нальной экономики, наносился все больший ущерб расширению внутреннего рынка за счет собственных товарных ресурсов.

Вторая тупиковая ситуация заключалась в том, что выгодный для торгового бизнеса инфляционный рост цен вызывает сниже­ние покупательной способности населения. Последнее в свою оче­редь отрицательно сказывается на развитии самой торговли Quot;т д. Не случайно в 1990-х гг. в нашей стране значительно уменьшились объемы продажи, например, продуктов питания (табл. 14.3).


Таблица 14.3


documentbecihqn.html
documentbecipav.html
documentbeciwld.html
documentbecjdvl.html
documentbecjlft.html
Документ Quot;т д